Является ли ад вечным наказанием? – Грег Бойд
Конец времени, согласно Библии, отмечается надеждой, той надеждой, что Божья воля свершится однажды «и на земле, как на небе». Эта надежда в том, что какими бы ужасными ни были наши нынешние обстоятельства, в скором времени все они закончатся. Тогда творение станет таким, каким Бог всегда хотел его видеть.
Тем не менее, великолепное во всех других отношениях видение того конца в Писании, кажется омрачено одним обстоятельством. Согласно традиционным толкованиям, то видение включает в себя понимание того, что бесчисленные ангелы и люди будут страдать от мучительной боли во веки веков. Бунтари будут страдать в огненном озере, которое никогда не угаснет (Лк.16:22-24; Откр.14:10; 20:14-15), и в котором «будут их мучить днем и ночью во веки веков» (Откр. 20:10, СРП 2011).
Как мы можем последовательно представить себе Бога, который любит и умер за каждого из когда-либо существовавших людей, и при том сохраняет их существование навсегда без всякой другой цели, кроме вечного мучения? Кроме того, как мы должны понимать то наслаждение незапятнанным блаженством, которое искупленные вкушают на небе, если наряду с этим царством миллиарды людей и падших ангелов будут испытывать мучительные, нескончаемые страдания?
Эта проблема весьма трудная и чрезвычайно важная. Традиционная точка зрения, что ад – вечное сознательное страдание, является наиболее распространённой. Однако всё большее число богословов и библейских ученых отвергают традиционную предпосылку о том, что Библия учит, что те, кто отвергают Бога, страдают вечно. Они, скорее, утверждают, что Писание учит, что те, кто отвергают Бога, в конце концов, будут уничтожены.
Факты в пользу аннигиляционизма
Аннигиляционизм – это представление о том, что тот, кто (или что) не может быть искуплен Богом, в конечном счёте, прекращает своё существование. Разумные существа не страдают вечно, как учит традиционное представление об аде. В то время как я не полностью уверен в той позиции, я думаю, что она заслуживает серьезного рассмотрения. В той статье я приведу библейские аргументы в его защиту, и потом закончу несколькими другими доказательствами.
Обзор библейского учения
В то время как эллинистическая философская традиция в целом рассматривала человеческую душу как бессмертную по своей природе, Писание видит бессмертие как то, что принадлежит только Богу (1Тим. 6:16). Бог милостиво предлагает бессмертие в качестве подарка людям, которые присоединяются к Его воле (например, Ин. 3:15-16; 10:28; 17:2; Рим. 2:7; 6:23; 1Кор. 15:42; 50, 54; Гал. 6:8; 1Ин. 5:11). Те, кто отвергают Божью волю – лишены того дара, следуя шаблону Адама и Евы, когда Бог отказал им в доступе к «древу жизни» (Быт. 3:22-24). К сожалению, некоторые (но не все) ранние отцы Церкви приняли эллинистическую точку зрения и, следовательно, трактуют Писание так, что нечестивые страдают нескончаемыми муками. Это стало доминирующим представлением об аде на протяжении всей истории Церкви. Однако, если мы прочитаем Писание без того эллинистического предположения, то мы увидим, что оно учит, что Бог справедливо и милосердно аннигилирует (уничтожает) нечестивых. Он не подвергает их на вечные муки.
Писание, конечно, учит, что наказание для грешников вечно, но не то, что нечестивые терпят вечное наказание. Грешники страдают от «вечного наказания» (Мф. 25:46, НРП IBS 2010), «вечного суда» (Евр. 6:2, СРП2011) и «вечной гибели» (2Фес.1:9, СРП2011). Таким же образом избранные имеют «вечное искупление» (Евр. 5:9, 9:12, СРП 2011). Избранные не претерпевают вечный процесс искупления. Их искупление «вечно» в том смысле, что, когда избранные искуплены, то навсегда. Так же и проклятые не претерпевают вечный процесс наказания или уничтожения. Но когда они будут наказаны и уничтожены, то навсегда. Вечны последствия ада, а не продолжительность. Грешники «навсегда исчезают» (Пс. 91:8), но они не уничтожаются/исчезают вечно.
Точно также, ссылки Писания на «неугасимый огонь» и «неумирающего червя» относятся к окончательности судебного решения, а не его продолжительности (Ис. 66:24, срав. 4Цар. 22:17; 1:31; 51:8; Иер. 4:4; 7:20; 21:12; Иез. 20:47-48). Если те отрывки читать в контексте, то становится ясно, что огонь неугасимый в том смысле, что он не может быть погашен прежде, чем он сожжёт тех, кто был брошен в него. И червь не умирает в том смысле, что для осужденных нет никакой надежды, что что-то помешает ему пожрать их трупы. Эти отрывки учат, что грешники будут справедливо страдать из-за своих грехов, но конечным результатом станет их уничтожение (срав. Лк. 16:19-31; Рим. 2:8; 2Фес.1:6).
Аннигиляционизм и Ветхий Завет
Традиционная точка зрения, что нечестивые вечно будут страдать, в Ветхом Завете находит мало подтверждения. Защитники традиционной точки зрения оправдывают то тем, что авторы Ветхого Завета не переживали о загробной жизни. Аннигиляционисты считают, что такой подход является ошибочным.
Ветхий Завет, на самом деле, много говорит о конечной судьбе тех, кто сопротивляется Богу. Пётр приводит конкретную цитату о разрушении Содома и Гоморры иллюстрируя то, как Бог судит нечестивых. Господь превратил жителей тих городов «в пепел» и «осудил на разрушение» «как прообраз будущих нечестивцев» (2Пет. 2:6, СРП 2011). И наоборот, спасение Господом Лота даёт нам образец того, как Господь будет «избавлять благочестивых» (2Пет. 2:9, СРП 2011) от суда. Таким образом, у нас есть прецедент, установленный в Новом Завете, чтобы узнать о судьбе нечестивых в Ветхом Завете. И вот что мы узнаём – они «осуждены… на гибель».
В Ветхом Завете Господь угрожает нечестивым гибелью. Например, всем тем, кто отказался соблюдать завет, установленный Богом, Господь поклялся, что «сотрет имя его под небесами» (Втор. 29:20, СРП 2011). В самом деле, Он поклялся уничтожить их и землю «словно это Содом и Гоморра…, уничтоженные Господом в гневе и ярости» (Втор. 29:23, СРП 2011). Точно так же, через пророка Исаию Господь предупреждает, что «Бунтовщиков и грешников гибель ждет! Забывшие о Господе исчезнут. … Ибо станете сами как дерево, на котором увяла листва, станете словно роща, лишенная воды. Сильный будет как пакля, дело его — как искра, и вспыхнут они, и никому не потушить их!» (Ис. 1:28, 30-31, СРП 2011).
Обратите пристальное внимание на эти метафоры. Все они обозначают полное уничтожение.
Рассмотрим также тот отрывок:
«Поэтому, как пламя сжигает стерню, как горит в огне сухая трава, так обратится их корень в гниль, а цветы их, как пыль, улетят. Ведь они отвергали Закон Господа Воинств, они пренебрегали словами Святого Бога Израиля!» (Ис. 5:24, СРП 2011).
Эта тема, что Господь уничтожит нечестивых, особенно видна в Псалмах. Псалмопевец говорит, что в то время как те, кто имеют удовольствие в Господе будут «как дерево, посаженное у воды» (Пс. 1:3, СРП 2011), а беззаконные как «мякина, гонимая ветром … путь нечестивых – гибель» (Пс. 1:4, 6, СРП 2011). Они будут разбиты «как глиняные горшки» (Пс. 2:9, СРП2011) растерзаны (Пс. 49:22, НРП 2010), и «стёрты из книги живых…» (Пс. 68:29, СРП2011 срав. Втор. 29:20). Каждая метафора изображает полное уничтожение.
Точно такой же план Господа и для «злодеев», что «и памяти о них не останется … зло само грешника умертвит» (Пс. 33:17, 22, СРП 2011). Беззаконники так основательно будут разрушены, что о них даже не вспомнят (Пс. 9:6; 33:17, СРП 2011). Позже один из авторов говорит сильные слова, что нечестивые «исчезнут, будто вовсе их не бывало» (Авд. 16, СРП 2011).
С той же силой, псалмопевец провозгласил, что нечестивые «Как трава, они скоро будут скошены, словно зелень полей – увянут» (Пс. 36:2, СРП 2011). Они «уничтожены будут… и не станет нечестивца. Туда посмотришь, где он был – и уже нет его» (Пс. 36:9-10, СРП 2011). В то время как праведники «будут жить вовек» (Пс. 36:27, СРП2011), «А злодеи уничтожены будут… исчезнут как дым» (Пс. 36:20, СРП 2011); они «исчезнут – как пролитая вода … увянут – как вытоптанная трава»; «будут как слизняк, что ползет и тает… как выкидыш, не увидят солнца!» (Пс. 57:8-9, СРП2011). И опять же, «…А преступники все будут уничтожены, и нет будущего у нечестивых» (Пс. 36:38, СРП 2011 срав. с. 34). Короче говоря, судьба нечестивых – распад в небытие.
Акцент псалмопевца на полном уничтожении нечестивых имеет параллели на протяжении всего Ветхого Завета. Даниил, например, говорит о всех, кто будет сокрушён скалой Божьего суда как «раздробленных». Они «стали как мякина на току летом; ветер унес их, и даже следа не осталось» (Дан. 2:35, СРП 2011). Наум говорит, что на суде нечестивые «сгорят, как солома высохшая!» (Наум 1:10, СРП 2011). Малахия говорит нам, что судный день придет «жгущий, словно раскаленная печь, и станут все дерзкие и все злодеи соломой, и спалит их день грядущий» (Мал. 4:1, СРП 2011).
Так же, Притчи говорят нам, что все, кто ненавидит Господа – «любят смерть» (Прит. 8:36, СРП2011), и что, когда «буря» Божьего суда пройдет – «нет нечестивца» (Прит. 10:25, СРП 2011). Опять же, когда Божья ярость поднимается, «пал нечестивец – и нет его» (Прит. 12: 7, СРП 2011). И, наконец, «ибо у зла нет будущего, и светильник нечестивых погаснет» (Прит. 24:20, СРП 2011). Кажется невозможным признать то, что грешники не имеют «будущего», если на самом деле они никогда не перестанут испытывать вечное будущее в аду. Так же, кажется невозможным признать то, что нечестивых «больше не будет», и даже как будто их «никогда и не было», если они будут существовать в вечных муках.
Наконец, мы должны помнить учение Ветхого Завета, которое повторяется, что в то время, как гнев Божий пребывает на мгновение, Его милость пребывает вовек (Пс. 29:6, например, 2Пар. 5:13; 7:3,6; 20:21; Пс. 99:5; 102:9; 105:1; 106:1; Пс.117:1-4, 29; 135:10-26). Как то согласуется с традиционным учением, что Божья любовь и гнев одинаково вечны?
Аннигиляционизм в Новом Завете
Учение о том, что нечестивые будут полностью уничтожены еще сильнее в Новом Завете. Как и в Ветхом Завете, здесь часто изображают огонь, который уничтожает грешников. Например, Иоанн Креститель провозгласил, что «всякое дерево, которое не приносит доброго плода, будет срублено и брошено в огонь» (Мф. 3:10, СРП 2011). Он объявил, что Мессия «будет веять зерно на току, и хлеб Свой соберет в закрома, а мякину пожжет огнем неугасимым» (Мф. 3:12, СРП 2011). Сам Иисус несколько раз описывает ад как огонь (Мф. 7:19; 13:40; Ин. 15:6).
В Новом Завете есть много других способов описания судьбы нечестивых. Всё прямо или косвенно указывает на полное уничтожение. Иногда говорится, что нечестивые «пожираются» огнем (Евр. 6:8, 10:7; Иуд. 7, срав. Ис. 33:11). О нечестивых часто говорится, что они будут «уничтожены». Иисус противопоставляет широкие ворота «ведущие к погибели» с узкими вратами, «ведущими к жизни» (Мф. 7:13, СРП 2011). В том отрывке погибель явно контрастирует с жизнью, и то, по крайней мере, означает прекращение сознания, подобно, когда человек мертв.
Аналогичным образом, Иисус говорит своим ученикам не бояться тех, кто убивает тело, но не может убить душу; а «Бойтесь скорее Того, Кто может бросить в ад на погибель и душу, и тело» (Мф. 10:28, НРП IBS 2010). Подразумевается, что Бог сделает с душами нечестивых то, что люди делают с телом, когда они убивают его. И то означает, что душа нечестивого не будет продолжать существовать в сознательном состоянии после того, как он погибнет.
Иаков говорит, что только Бог способен «спасти и погубить» (Иак. 4:12, СРП 2011). Петр учит, что «гибель» ожидает жадных лжеучителей, (2Пет. 2:3, СРП 2011). И Павел учит, что стремление к богатству может ввергнуть людей «в разорение и гибель» (1Тим. 6:9, СРП 2011). Более того, всех, кто «враги креста Христова» в конце концов, ожидает «погибель» (Фил. 3:18-19, СРП 2011 срав. 1:28). Точно так же, «Если кто храм Божий разоряет, разорит того Бог» (1Кор. 3:17, СРП 2011). С той же силой, апостол учит, что «внезапно настигнет их гибель» (1Фес. 5:3, СРП 2011). Этот день в другом месте описывается как день «гибели нечестивых людей» (2Пет. 3:7, СРП 2011). Эти отрывки, кажется, противоречат традиционному взгляду, что проклятые души, на самом деле никогда не погибают, но терпят бесконечные мучения.
Новый Завет также часто выражает судьбу нечестивых, изображая их умирающими или погибающими (apollymi). Иоанн провозглашает благую весть, что Бог послал Иисуса, «чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16, СРП 2011). Павел использует тот же самый контраст, когда он заявляет, что в то время как те, кто провозглашают Евангелие, являются «благоуханием… в спасаемых» и «в погибающих…запах от смерти и к смерти» (2Кор. 2:15-16, СРП 2011). Так же, Павел учит, что «плата за грех – смерть, а дар благодати Божией – жизнь вечная» (Рим. 6:23, СРП2011 срав. 6:21, 1:32). Это согласуется с учением Иисуса, что те, кто пытаются найти жизнь отдельно от Бога, в конечном итоге её теряют (Мф. 10:39, СРП 2011).
В том же ключе, Иаков пишет, что «грех, будучи совершен, порождает смерть» (Иак. 1:15, СРП 2011). Следовательно, человек, «обративший грешника с ложного пути его спасёт душу его из смерти…» (Иак. 5:20). Так же и Христос сказал, что пришел «упразднить смерть и дать воссиять жизни и нетлению чрез Евангелие» (2Тим. 1:10, СРП 2011). В самом деле, он пришел «чтобы чрез смерть упразднить имеющего власть над смертью, то есть Диавола» (Евр. 2:14, СРП 2011). Жизнь и бессмертие связаны со следованием за Богом, а смерть связана со следованием за сатаной. Контраст в тех стихах между «смертью», потерей жизни, и «погибелью» с одной стороны, и «жизнью», с другой стороны, кажется совершенно несовместимым контрастом вечного блаженства с вечной болью, что предполагает традиционное учение об аде. «Смерть», потеря жизни, и «погибель» не так-то легко могут объяснить другой вид жизни, а именно, жизнь вечной сознательной боли.
Когда все библейские доказательства оценивать отдельно от эллинистического философского предположения о том, что душа бессмертна изначально, то становится ясно, что судьба нечестивых – то в конечном итоге уничтожение, а не бесконечные муки.
Другие аргументы в поддержку этой точки зрения
1) Бесконечное страдание не согласуется с любовью Бога. Центральное откровение Бога в Новом Завете в том, что Бог есть – любовь (1Ин. 4:8,16). Его гнев пребывает на миг, но милость Его вовек (Пс.102:8-14). Как то согласуется с мнением, что гнев Божий к нечестивым горит вечно? Похоже ли то на то, что сделал бы «Авва-Отче» которого Иисус нам покажет? Назвали ли бы мы человека хорошим и милосердным – по крайне мере не жестоким – который принял бы ответные меры против своих врагов с такой явной, ненасытной местью?
Учтите, что с традиционной точки зрения, злых не наказывают, что бы те чему-то научились. В их мучениях нет ничего исправительного. Скорее всего, Бог сохраняет их с единственной целью – чтобы они испытывали боль. И та боль без надежды, что она когда-либо прекратиться или ослабнет. После двадцати триллионов лет мучений, нечестивые не будут ближе к завершению их тяжелого наказания, чем они были в их первый момент ужаса. Является ли та точка зрения действительно совместимой с Богом, чье сердце было выражено в молитве Иисуса, который умирал: «Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят!» (Лк. 23:34, СРП 2011)? Если личности дойдут до такого состояния, когда они действительно будут безнадежно заперты в их противлении Богу, тогда кажется, более разумным и более библейским верить, что Бог прекратит их страдания.
С точки зрения аннигиляционизма, справедливость и милосердие Бога объединятся в осуждении нечестивых на исчезновение. Он справедливо наказывает их грехи и лишает их места в Царстве. И Он милостиво уничтожит их именно так, чтобы они не терпели бесконечно то, что традиционная точка зрения говорит, что они будут терпеть.
2) Бесконечные мучения несовместимы с победой Бога. Учение, что люди и падшие ангелы будут мучиться всю вечность, противоречит учению Библии о всеобщей победе Бога в конце истории. Как мы можем утверждать, что Христос будет над всем (Еф. 1:10, 21-22), и что Бог будет «всё во всём» (1Кор. 15:28, СРП 2011), когда одна часть реальности будет постоянно выступать против Бога? Как мы можем принять библейское подтверждение того, что все существа на Небе и на Земле склонятся пред престолом (Фил. 2:10-11, срав. Рим. 14:10-11), и что всё примирится с Богом (Кол. 1:20, срав. Деян. 3:21), если на самом деле многие личности будут вечно существовать во враждебном бунте против Бога? Как мы можем утверждать об окончательной и всеобщей победе Божьей радости и мира и признать, что там уже не будет больше слез, печали или смерти (Откр. 21:4), если на протяжении всей вечности там будет «плач и скрежет зубов» множества людей, которые будут страдать от бесконечной второй смерти? Если традиционное представление ада правильно, тогда Бог остается без победы. Вместо славного универсального Царства, ничем не запятнанного, на протяжении всей вечности будет царить уродливый дуализм.
В том же ключе, не ясно, каким образом Небеса могут когда-нибудь действительно быть Небесами, если они сосуществуют рядом с вечным адом. Как мы можем себе представить наше наслаждение Небесами, когда мы знаем, что другие люди – и, возможно, бывшие близкие – заперты в бесконечном кошмаре, от которого они никогда не пробудятся? Как мы должны представить себе Бога, который есть совершенная любовь, наслаждающегося Небесами, и при том, сохраняя проклятых в существовании с единственной целью – чтобы они испытывали безнадёжную боль?
Отвечая на возражения
1) Мучимы день и ночь. Наиболее трудное место для аннигиляционистов – то Откровение14:10-11 и 20:10. Эти отрывки говорят, что нечестивые будут мучиться «день и ночь во веки веков». Тем не менее, эти стихи не столь решительно выступают против точки зрения аннигиляционистов, как поначалу может показаться. Фразу «во веки веков» можно перевести «в течение веков на века», что предполагает неопределенный, но не обязательно бесконечный период времени. Еще более существенно, важно иметь в виду, что Откровение является весьма символичной книгой. Её апокалипсические образы не следует толковать буквально. Это особенно верно в отношении фразы «во веки веков», так как подобные фразы используются и в других местах Писания в контекстах, где они явно не могут в буквальном смысле означать «бесконечно» (например, Быт. 49:26; Исх. 40:15; Чис. 25:13; Пс. 23:7).
Возможно, самым значительным подобным примером для наших целей может послужить Исаия 34:9-10, ибо то место тесно связано с параллельными стихами в Откровении. В том отрывке Исаия говорит, что огонь, который пожрет Эдом будет гореть «днём и ночью…не угасая». Его дым «будет восходить… вечно», и «человек на неё не ступит во веки веков». Очевидно, что-то символично, ибо огонь и дым суда Эдома сегодня уже не поднимается. Если то верно в Исаии, мы должны быть менее склонны буквально интерпретировать подобные выражения в книге Откровение.
2) Страх ада. Иногда утверждается, что если аннигиляционизм прав, тогда подрывается страх ада. В ответ на то можно сказать вот что:
Во-первых, большинство аннигиляционистов не отрицают, что нечестивые будут страдать, возможно, в течение длительного периода времени, до уничтожения. Божья справедливость будет серьезной и её должны страшиться.
Во-вторых, сомнительно, что традиционное учение об аде, как правило, поселяет страх в сердцах неверующих. Скорее, то учение часто имеет противоположный эффект. Понятие нескончаемого наказания настолько не совпадает с обычным чувством человеческой справедливости, что оно легко отвергается как нелепость. Существует, безусловно, необходимость предупреждения неверующих о предстоящем суде Божьем. Но предупреждение, которое даёт аннигиляционизм, одновременно и библейское и правдоподобное.
———————————————-
Более подробно об этой теме можно прочитать в книге «Сатана и проблема зла», особенно на страницах 320-321, 327-329, 332-336. (К сожалению, пока нет русского перевода этой книги Грега Бойда.)
В книге « Письма скептику» (есть на русском языке!), в главе 25, Грег и его отец Едвард, также обсуждают этот вопрос.
Взято с сайта www.zanovo.info